Герб

Администрация
муниципального образования
Ефремово-Зыковский сельсовет
Пономаревского района
Оренбургской области

Информационное письмо

О внесении изменений в Земельный кодекс РФ»

Федеральным законом от 21.07.2014г. № 234-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс РФ, касающиеся государственного мониторинга земель, государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля, а также целей охраны земель в России. Земельный кодекс РФ также дополнен статьей, регламентирующей общественный земельный контроль в России.

Государственный мониторинг земель теперь будет подразделяться на мониторинг использования земель, в рамках которого осуществляется наблюдение за соответствием фактического использования участка его целевому назначению, и мониторинг состояния земель, в рамках которого производится наблюдение за изменением качественных характеристик земли.

Установлено, что предметом государственного земельного надзора является соблюдение требований российского законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Установлены особенности проведения проверок соблюдения таких требований, а также порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений.

Указанные положения вступают в силу с 1 января 2015г.

«О внесении изменений в Лесной кодекс РФ»

Федеральным законом от 21.07.2014г. № 250-ФЗ в статьи 74, 81 Лесного кодекса РФ внесены изменения касающиеся заключения договора аренды лесных участков.

Согласно указанным изменениям договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должны будут заключаться в соответствии с типовыми формами, утвержденными Правительством РФ, в настоящее время примерная форма договора аренды лесного участка носит рекомендательный характер.

Указанные изменения будут предусматривать требования, обязательные для соблюдения сторонами договора, и распространяться на неограниченный круг лиц, вступающих в отношения, связанные с использованием лесных участков на основании договора аренды.

Установлено также, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

«Бурение скважин для питьевого водоснабжения»

Для любого района Оренбургской области характерно недостаточное обеспечение населения качественной питьевой водой (как из поверхностных, так и подземных водных источников).

По этой причине получило широкое распространение бурение скважин в целях добычи воды.

22 сентября текущего года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам бурения скважин для добычи подземной воды (в том числе малогабаритными буровыми установками), было издано письмо разъясняющего характера следующего содержания.

В соответствии со статьей 12 закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, помимо прочих, проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Таким образом, по мнению Росприроднадзора, использование для бурения скважин оборудования, проект технической документации которого не получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, запрещено.

Данным государственным органом выражена позиция о необходимости привлечения в описанной ситуации виновных к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Санкция этой статьи предусматривает наказание в виде предупреждения или административного штрафа: для граждан – от 1 500 до 2 000 рублей, для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей, для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 тысяч рублей.

«По отходам»

На территории России, в том числе и в Оренбургской области, сложилась практика бесконтрольного размещения разнообразных отходов (например, образовавшихся в результате строительства и сноса зданий, строений, сооружений) на территории карьеров, при этом зачастую данные действия маскируются под рекультивацию. Эти действия приводят к беспрепятственному поступлению вредных веществ в окружающую среду и, как следствие, ведут к ее загрязнению и деградации, а также к возникновению опасности негативного влияния на здоровье людей.

В целях пресечения данной практики Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в июне текущего года было издано информационное письмо следующего содержания.

В соответствии с «Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (утверждены совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 г. N 525/67) рекультивация нарушенных земель осуществляется для их восстановления в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохраняемых и санитарно-оздоровительных целях.

Использование для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей отходов производства и потребления, в том числе отходов, образованных от строительства и сноса зданий, строений и сооружений, возможно при условии, что они не содержат вредные вещества и при этом будет обеспечено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду.

Минприроды России полагает, что рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления, в том числе отходов, образованных от строительства и сноса зданий, строений и сооружений, фактически является захоронением (размещением) отходов.

Согласно статье 11 закона «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, связанных с размещением (хранение и захоронение) отходов I – V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня. При этом деятельность по размещению отходов в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» является лицензируемым видом деятельности.

Таким образом, рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления, в том числе отходов, образованных от строительства и сноса зданий, строений и сооружений, возможна только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

«Плата за единицу объема лесных ресурсов»

17 сентября текущего года постановлением Правительства Российской Федерации за номером 947 установлены повышающие коэффициенты к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

В свою очередь, эти коэффициенты будут ежегодно поэтапно повышаться.

Так, размер коэффициента этих ставок за единицу объема древесины (как основных, так и не основных пород) будет составлять: в 2015 году – 1,37, в 2016 году – 1,43, в 2017 году – 1,49.

Размер коэффициента этих ставок за единицу объема живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, а также единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; при ведении сельского хозяйства; при осуществлении научно-исследовательской деятельности, образовательной, рекреационной деятельности; при создании лесных плантаций и их эксплуатации; при выращивании лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений; при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых; при строительстве и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов; при переработке древесины и иных лесных ресурсов; при выполнении изыскательских работ) будет составлять: в 2015 году – 1,19, в 2016 году – 1,24, в 2017 году – 1,3.

Данное постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.

«Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах»

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, во исполнение требований статьи 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержден порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (приказ от 23.06.2014 г. № 276).

Определено, что такой мониторинг (выполняется уполномоченным федеральным органом и соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации) является мерой пожарной безопасности в лесах и включает в себя:

– наблюдение за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;

– организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;

– организацию патрулирования лесов;

– прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.

Установлено, что наземное патрулирование осуществляется по маршрутам, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка. Оно производится с различной интенсивностью – в зависимости от установившего класса пожарной опасности (при I классе – в местах проведения огнеопасных работ и в местах массового отдыха граждан; при II классе – не менее 1 раза в период с 11 до 17 часов; при III классе – не менее 2 раз в период с 10 до 19 часов; при IV классе – не менее 3 раз в период с 8 до 20 часов по каждому маршруту патрулирования; при V классе – в течение светлого времени суток).

Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах также в зависимости от условий погоды: при II классе пожарной опасности – в 10, 13, 16, 19 часов; при III классе пожарной опасности – с 10 до 20 часов не реже одного раза в два часа; при IV классе пожарной опасности – с 9 до 21 часа не реже одного раза в час; при V классе пожарной опасности – с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.

На лиц, выполняющее работы по мониторингу, возложена обязанность заполнения карточки учета лесного пожара, в которой в обязательном порядке должны быть указаны: географические координаты пожара, азимут и удаление лесного пожара от ближайшего населенного пункта; лесничество (лесопарк), участковое лесничество, урочище, квартал (если есть возможность – выдел); дата и время обнаружения; площадь пожара на момент обнаружения (общая и покрытая лесом); целевое назначение лесов и категория земель; сведения о гражданах, юридических лицах, которым предоставлен лесной участок, на котором обнаружен лесной пожар (при наличии); основные лесоустроительные характеристики в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений); предварительная причина лесного пожара.

«Утвержден федеральный классификационный каталог отходов»

Приказом Росприроднадзора России от 18 июля текущего года № 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, который разделен на несколько блоков (в зависимости от видов деятельности, при осуществлении которых образуются отходы).

Так, в частности, к отходам при выполнении лесоводственных работ и лесозаготовок отнесены:

– отходы производства круглых лесоматериалов, отходы древесины от лесоразработок (все – нулевого класса опасности для окружающей среды),

– отходы сучьев и ветвей, отходы корчевания пней, зелень древесная, отходы раскряжевки, отходы малоценной древесины – хворост, валежник, обломки стволов (все – пятого класса опасности для окружающей среды).

«Принят закон «О некоммерческих организациях»

04 ноября текущего года принят закон № 329-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

Так, с начала действия закона (с 16 ноября 2014 года) предусмотрена возможность оказания органами государственной власти и органами местного самоуправления поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, если они участвуют в профилактике и (или) тушении пожаров (в том числе и лесных) и проведении аварийно-спасательных работ.

Такая поддержка может осуществляться в различных формах, в том числе:

– финансовая (путем предоставления субсидий),

– имущественная (путем передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, которое должно использоваться только по целевому назначению);

– информационная (путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций);

– консультационная, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев данных организаций;

– предоставление организациям льгот по уплате налогов и сборов;

– осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у этих организаций;

– предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов.

Закреплено, что субъекты РФ и муниципальные образования наряду с этими мерами, вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах (за счет бюджетных ассигнований субъектов РФ и местных бюджетов).

Заместитель Оренбургского природоохранного

межрайонного прокурора

юрист 1 класса А.А. Турыгин